Напомнить пароль

На указанный e-mail будет выслано письмо с паролем:

E-mail:
закрыть
Вход для пользователей:

Напомнить пароль

Регистрация новых пользователей

Разместить резюме



Сантьяго Иньигуэс: Нам нужны не гуру, а кенгуру

просмотров: 1942
 
 
 
 
 
 

оценка: / голосов: 1
Сантьяго Иньигуэс: Нам нужны не гуру, а кенгуру

Сантьяго Иньигуэс, президент университета IE и декан IE Business School рассуждает о будущем школ менеджмента, о том, как последнее время меняется образ профессора и что будет означать интеллектуальное развитие в XXI в.

Испанская IE Business School, последние годы находящаяся в первой десятке рейтинга лучших школ по версии Financial Times, давно интересуется Россией. Зачем в конце прошлого года было заключено соглашение о сотрудничестве в РАНХ и ГС, а декан школы Сантьяго Иньигуэс приехал в Москву на Гайдаровский форум, он рассказал «Ведомостям».

— Вы приехали в Москву на Гайдаровский форум. О чем вы хотели сказать в России?


О том, что нам нужны новые менеджеры. Чтобы отвечать на новые вызовы, бизнес-школам нужно учить по-новому. В прошлом МВА-программа была больше технократична, сейчас она рассматривается скорее как социальная наука. От менеджеров требуется разбираться в людях, в культурных особенностях разных стран, знать историю и даже дизайн.

— У вас в школе бизнеса уже изучают историю и дизайн?


— Мы включили в программу МВА модули по дизайну и архитектуре. Знаете, когда архитектор оценивает здание, он тратит немало времени, чтобы рассмотреть отдельные детали постройки и их соответствие общему замыслу, игру света, гармонию с соседними домами. Менеджер на его месте бросит быстрый взгляд и уже готов дать оценку. Мы просим наших студентов спроектировать идеальный офис, где они хотели бы работать. Тем самым мы учим их быть более внимательными, рассматривать проблемы с разных точек зрения, как это делают архитекторы. Большое внимание мы уделяем и художественной литературе.

— То есть у вас есть список обязательной литературы?

— Да. Мы верим в то, что, читая Достоевского, Толстого, Диккенса, Сервантеса, Плутарха, менеджеры лучше станут разбираться в природе человека, поведении людей и проблемах лидерства. Кроме того, литература позволяет развивать воображение. А нам как раз нужны менеджеры, способные мыслить вне ограниченных рамок, умеющие извлекать уроки из чужого опыта и истории.

— После кризиса 2008 г . все только и говорят, что школы бизнеса должны готовить новый тип руководителей. Что конкретно нужно делать?

— В октябре прошлого года вышла моя книга «Кривая обучения. Как бизнес-школы снова изобретают высшее образование» (The Learning Curve. How Business Schools are Reinventing Higher Education. Palgrave Macmillan, 2011). В ней я выделяю три направления развития бизнес-школ. Первый — им необходимо развивать новый тип преподавателей. Я называю их «кенгуру». Это игра слов. В прошлом «гуру» называли мудрецов, предлагающих блестящие идеи и теории. А сейчас нужны «кенгуру», которые способны легко, как австралийские сумчатые, перескакивать от исследовательской работы к преподаванию, а затем — к бизнес-консультациям. И делать все три вещи одинаково хорошо.

— Но великие гуру прошлого тоже консультировали компании и преподавали. Вспомним хотя бы Кейнса.

— Знаете, Кейнс был очень плохим преподавателем, он был потрясающе зануден. Гуру вообще были людьми, погруженными в мир идей и теорий больше, чем в реальные проблемы бизнеса. Современным преподавателям нужно разбираться не только в рынках, но и в людях, уметь их увлечь. Как и хорошим менеджерам, им недостаточно следить за макропоказателями. От них требуется обращать внимание и на менее масштабные вещи — настроение в команде, мотивацию сотрудников и т. д.

— Известно, где обитают эти «кенгуру»?


— Обычно профессорами становятся после защиты докторской. Тогда у человека есть солидный опыт исследовательской работы, зато практически нет навыков преподавания и консультирования.

Научиться общаться с классом нашим преподавателям помогают более опытные коллеги, о проблемах бизнеса рассказывают представители различных отраслей. Они же учат профессоров говорить с бизнесменами на одном языке. Этим же занимаются и журналисты деловых изданий, которых мы часто нанимаем для обучения профессоров. Кроме того, журналисты учат писать научные статьи так, чтобы было понятно, какая в них содержится практическая ценность.

— Программы повышения квалификации преподавателей есть и у других бизнес-школ.

— Я знаю о некоторых таких программах. Но мало какая школа инвестирует в кадры столько же, сколько мы. В прошлом году на улучшение качества преподавания было потрачено около 1 млн евро при общем доходе 110 млн.

— Вы так красочно рассказываете о «кенгуру», есть ли у вас опыт во всех трех сферах?


— У меня весьма смешанный опыт. Я защитил докторскую по философии. Затем получил диплом МВА, преподавал в IE и работал консультантом в ряде компаний. Например, винодельческих. В Испании производством вина занимались в основном кооперативы. Но ситуация в отрасли меняется, ведь виноделие сейчас — это в основном не производство, а маркетинг. Был я и членом советов директоров ряда компаний, от страховых до производителей потребительских товаров.

Я один из тех, кто занимался введением систем оценки качества образования в Европе, представлял Испанию при основании EQUIS (European Quality System), вхожу в органы управления ассоциаций AMBA и AACSB. Сейчас основное время я посвящаю IE, а также заседаю в совете директоров нескольких бизнес-школ, в том числе двух китайских.

— Вернемся к вашей книге, что еще требуется от бизнес-школ?


— Смешанный подход к обучению, интеграция современных технологий в традиционную педагогику. Отличный результат дает совмещение в трехмесячном курсе двух- или трехнедельного очного обучения и онлайн-обучения в остальное время.

Обычное занятие в аудитории длится около полутора часов. Сколько из этого времени отводится на то, чтобы студент высказал свою точку зрения? Полминуты? А обсуждение учебных задач в интернет-форуме длится три дня, так что у каждого есть куда больше возможностей поделиться своими идеями с другими студентами и получить обратную связь от них и профессора. Причем сделать это в любое удобное время, находясь в любой части света. Могу сказать, что такая смешанная форма обучения нашим ученикам нравится гораздо больше, чем традиционная методика.

Но современные технологии — это не только способ связи. Мы активно используем симуляторы, например, чтобы показать студентам, как действия игроков влияют на цены на нефть. Вместо традиционных кейсов на десятках страниц мы делаем мультимедийные презентации. Они включают видеофрагменты, интерактивные блоки, ссылки на существующие сайты. На нашем сайте есть примеры таких кейсов, в том числе футбольного клуба «Барселона». Всего за первых три года XXI в. IE инвестировала 13 млн евро в развитие новых технологий, чтобы стать лучшей в этой сфере, и теперь мы прочно входим в тройку мировых лидеров по онлайн-обучению The Economist.

— Осталось третье направление роста бизнес-образования.


— Оно заключается в новом подходе к оценке умственного потенциала учеников. Традиционный подход, в том числе тест на IQ или GMAT, сводится к измерению аналитических способностей. Но в бизнесе большую роль играет и эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции и чувства свои и окружающих и с помощью этого лучше взаимодействовать с людьми, руководить ими. Знаете ли вы, что IQ многих американских президентов весьма средний? Но это не значит, что они глупы. Просто для успеха в политике важнее не аналитические способности, а умение общаться с людьми, артистические навыки, креативность. Заметьте, гениальнейшим людям нашего времени редко когда удается встать во главе крупной корпорации.

Мы только в самом начале поиска новых способов оценки умственных способностей людей и того, как их развивать. Например, оценить человека можно, собрав мнения о нем его одноклассников.

— Это делают многие компании во время ежегодных аттестаций.


— Да. Но в бизнес-школах это почти не применяется. Обычно пользуются традиционными критериями вроде тестов IQ, оценивающими аналитические способности. Пора менять эту практику.

— Как вы разрабатываете новые методики оценки?

— Год назад IE учредила школу социальных наук и человеческого поведения (IE School of Social and Behavioral Science). В ней пока работает 15 сотрудников. Это весьма многообещающее направление исследований.

Как любит повторять один из исследователей школы, Ли Ньюман, исторически человеческий мозг предназначен для решения совсем иных задач, нежели сегодня стоят перед ним. Он формировался для охоты и выживания. Но в наше время нам не нужно охотиться, да и вопрос выживания стоит не так остро. Зато крайне востребованы навыки общения, креативности и тому подобное. Так что людям необходим совсем иначе устроенный мозг.

К сожалению, у нас до сих пор нет устройств, которые позволили бы переконфигурировать мозг. Над этим необходимо работать.

Антон Осипов, "Ведомости", 30.01.2012.

Источник: markus.spb.ru/
Теги: mba / executive mba /

Похожие статьи

Дистанционное бизнес-образование MBA Start

img

MBA Start — дистанционный курс обучения по стандартам MBA, дополненный видео-лекциями и профессиональным программным обеспечением для современного руководителя.

Управление финансами. Модуль MBA.

img

МБШ предлагает вашему вниманию дистанционный обучающий курс "Стратегический менеджмент. Формирование бизнес стратегии.", включающий в себя видео-лекции по различным аспектам управления финансами компании.

Начните обучение по программе МВА прямо сейчас!

img

Moscow Business School дарит великолепную возможность сделать обучение доступным, удобным и эффективным.

MBA в мобильном телефоне? Да, если это iMBA!

img

Moscow Business School вывела на украинский рынок революционный продукт - iMBA. iMBA – инновационный курс обучения по программе MBA на уникальном носителе – мобильном коммуникаторе!

Доступное обучение: МВА – бесплатно!

img

С 1 февраля 2009 года в рамках проекта «Доступное образование» Moscow Business School начинает выдавать гранты на обучение по программам MBA Start и MBA Лидер.

Дистанционный курс обучения Mini МBА Лидер

img

Дистанционный курс обучения по концентрированной программе MBA - Mini МBА Лидер. Moscow Business School предлагает оптимальную программу для менеджеров разного уровня, стремящихся получить самые необходимые для эффективной работы знания. Курс предназначен для менеджеров, заинтересованных в сбалансированном, качественном и оперативном обучении!

University of Sheffield (ведущий британский университет) теперь в Украине

img

15.06. в Киеве состоится первая пресс-конференция с представителями одного из ведущих университетов мира Sheffield University с участием Посла Великобритании в Украине.

Смотреть все открытые тренинги