Напомнить пароль

На указанный e-mail будет выслано письмо с паролем:

E-mail:
закрыть
Вход для пользователей:

Напомнить пароль

Регистрация новых пользователей

Разместить резюме



Фасилитация - что это

просмотров: 2958
 
 
 
 
 
 

оценка: / голосов: 4
Фасилитация - что это

В данной статье мы расскажем о том, что такое фасилитация, об ее истоках и о том, почему, по-нашему мнению, современным организациям эта технология нужна как воздух. В качестве основы для поста использована статья  Марины Курдовой “Фасилитация – нанотехнологии на уровне бизнес процессов”.

     В последнее время все более актуальным становится проведение совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов, где главным инструментом является фасилитация. В Европе и США многие компании не просто признают этот тренд, но и активно поддерживают его, нанимая фасилитаторов в штат. Чем же обусловлена растущая популярность фасилитации? Ответ прост — эффективностью.

     Широкую известность в бизнес-среде фасилитация стала приобретать сравнительно недавно. Ее истоки лежат в теории социальной фасилитации, предложенной в 1965 г. Робертом Зайонцом в одноименной статье для журнала Science. Суть теории заключается в том, что присутствие других людей влияет на мотивацию человека, создавая нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливая доминантные реакции С точки зрения положительного влияния речь идет об эффекте социальной фасилитации, а с точки зрения отрицательного — об эффекте социальной ингибиции.

     В дальнейшем появились аналогичные исследования для групп. Групповая фасилитация — процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Начиная с 1980-х гг. популярность этого подхода начала расти, а в 1989 г. была создана Международная Ассоциация Фасилитаторов (IAF), которая на сегодняшний день объединяет более 1200 профессиональных фасилитаторов из 63 стран мира.

     Термин «фасилитация» буквально означает облегчение, упрощение, в данном случае, процесса обсуждения. Фасилитация помогает создавать пространство для обсуждения различных вопросов, дает возможность сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на форму.

     Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаясь из процесса обсуждения в ожидании своей очереди, обычно заканчиваются тем, что многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. Фасилитированное обсуждение лишено всех этих недостатков, поскольку его основополагающим принципом является максимальная вовлеченность каждого участника на всех стадиях обсуждения.Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. Цель фасилитации – нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно.

     Фасилитация также способствует установлению эффективных деловых и личных коммуникаций внутри компании. В любой организации есть свои эксперты в разных областях. Нередко эти люди работают автономно, и их видение той или иной ситуации ограничивается тем участком, за который они отвечают. Когда у компании возникают проблемы или появляются новые цели, становится важным получить полную картину происходящего. А это возможно только в том случае, если каждый эксперт готов вступить в диалог.

     Однако данное утверждение справедливо лишь при соблюдении одного важного условия: обсуждение вопросов, которые по-настоящему волнуют собравшихся. При этом каждый будет вовлечен в дискуссию и сможет внести свой вклад, потому что именно фасилитированное обсуждение позволяет активировать потенциал всех участников, создать такую рабочую обстановку, в которой одинаково важно мнение и руководителя, и рядового сотрудника.

     В этой связи немалую роль играет мастерство фасилитатора. Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии. Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

     Фасилитаторы бывают внутренними (работающими в штате компании) и внешними (приглашенными компанией для решения какой-либо проблемы). Преимущество внутреннего фасилитатора заключается в знании компании и коллектива изнутри и возможности применять индивидуальный подход к каждому участнику дискуссии. К тому же такому специалисту не нужно прилагать усилий, чтобы завоевать доверие аудитории. Однако если обсуждаемая проблема очень серьезна, то внутреннему фасилитатору может быть тяжело придерживаться нейтральной позиции. В таком случае лучшим вариантом будет привлечение специалиста со стороны. Внешний фасилитатор сможет найти общий язык с любым руководителем, будет беспристрастен во время дискуссии и поможет группе решить даже самую сложную проблему. Помимо этого внешний фасилитатор уместен в том случае, когда в компании нет необходимости держать этого специалиста в штате.

     Фасилитация может применяться для повышения эффективности не только масштабных и длительных встреч, посвященных выработке плана действий и поиску стратегических решений (воркшопов), но и интерактивных презентаций, оперативных совещаний и даже пятиминутных «летучек». Задача фасилитатора в данном случае заключается в том, чтобы выбрать правильные инструменты для каждого типа встреч и составить план действий. Инструменты фасилитации помогают организовать обсуждение и формируют пространство для максимально эффективной работы.

     В качестве примера можно привести инструмент MeWeUs, который помогает вовлечь в обсуждение как интровертов, так и экстравертов, и позволяет получить максимальный вклад от каждого участника. Он включает в себя три этапа.
1. Me. Здесь каждый участник формулирует свое мнение по предложенной проблеме и записывает свои мысли по теме обсуждения.
2. We. На данном этапе происходит обмен мнениями в небольших группах, все участники получают возможность понять и принять отличные от них точки зрения.
3. Us. В завершение рассматривается весь спектр мнений группы, складывается общая картина, которые фиксируются в форме так называемой групповой памяти.
     В итоге получается решение, принятое при участии каждого члена группы с использованием всей возможной экспертизы. Кроме того, группа не тратит время на презентации, т.к. результаты обсуждения фиксируются на флипчарте. Продуктом фасилитационных сессий являются организационные решения и предложения, зафиксированные на бумаге и на фотографиях, которое повлекут за собой  организационные изменения с которым участники смогут продолжить работу самостоятельно (в рабочих группах, на рабочих сессиях).

     Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Теги: стратегические сессии / фасилитация / фасилитация модерация /

Похожие статьи